Настя Матросова: снова на амбразуру!

Донецкая дзюдоистка - о переоценке ценностей после травмы, sms от тренера и "драках" на дискотеке.

 

После победы на Кубке мира в Баку 12 октября Матросова даже не заезжала в Донецк: поехала на сборы в Киев, а затем - на очередные соревнования в голландский Роттердам. Так что наш разговор с донецкой дзюдоисткой состоялся почти через две недели после ее триумфа - Настя в качестве зрителя присутствовала на традиционном международном турнире в честь Заслуженного тренера Украины Зусера. "Салон" побеседовал с Анастасией Матросовой, выигравшей "золото" Кубка мира. Беседу мы все-таки начали с вопроса о ее триумфе в Баку.

 

- Я долго и серьезно готовилась к турниру. У меня как будто черная полоса была: в Египте стала только третьей, и в Ташкенте также. И тут - выиграла Кубок мира в Баку. Это стало моим лучшим результатом в этом году. Мне так хотелось прорваться наверх! И хотя это - лишь второй по классу турнир, благодаря ему набираются рейтинговые очки. Нужно попасть в первые 16, и тогда появится возможность выступить на турнирах серии Grand slam, а это уже престижные коммерческие соревнования и большое шоу.

 

 

- Кто первый поздравил тебя с победой?

- Тренер был в Хорватии и прислал мне sms с какого-то мобильного номера, начинавшегося на +37. Я ответила: "Спасибо, а кто это?". "Ты приедешь в Донецк, я тебе напомню!" Ой! Пишу: "Спасибо, тренер".

 

- А премиальные за победу тебе выдали?

- Нет. Ну, разве что как-то поощрят позже. Да и Бог с ними, никаких премиальных не надо, лишь бы все оставалось так, как есть.

 

- Почему же в Роттердаме не выступила так ярко?

- Я приболела после Баку: там была температура воздуха +25, я прилетела в Киев, где -2.

 

- Пару лет назад ты получила серьезную травму...

- Да, в марте 2007 года порвалась крестообразная связка колена. Для жизни ничего страшного, но вот если бороться, то будет "вылетать" сустав. Долго тянули с операцией, а когда все-таки ее сделали, мне пришлось долго восстанавливаться, так как я выступаю в "тяжелой" категории. Год без спорта был трудным, прежде всего, психологически. Просто понимаешь, что ты нужен только до тех пор, пока показываешь результат. За этот год произошла серьезная переоценка ценностей. Я поняла, что на спорте все не заканчивается. Я ведь, можно сказать, всю свою жизнь провела в зале, на тренировках, на соревнованиях. С обычными людьми почти не общалась. А тут так сложились обстоятельства, что я познакомилась и с теми, и с теми, мне стало очень интересно. Я уже думала все бросить.

 

- Что же изменило твое решение?

- Мой первый тренер, в Киеве, уже поставил на мне крест. И все мои знакомые говорили: "Завязывай, займись тренерской карьерой". Я действительно была в шаге от того, чтобы закончить спортивную карьеру. Позвонила Сергею Леонидовичу Рожинову, который меня всегда поддерживал, и сказала, что собираюсь бросить спорт. Он остановил, сказал, что видит во мне перспективы. Я тоже их видела, но знала, что будет тяжело. Очень мало людей восстанавливаются после такой травмы. Плюс еще мышца полностью атрофировалась, и надо было накачать ее.

 

- Тренер, получается, сыграл решающую роль?

- Да. Таких людей, которые бы верили, что можно еще мне помочь, было очень мало. Лишь Данил Абрамович - тренер из Днепропетровска - и Рожинов меня поддерживали. Понятно, когда заканчиваешь спорт, тебя все забывают, прекращают вкладывать какие-то деньги. Но когда травма, тебе, наоборот, нужно еще больше денег. Вот этим они и помогали.

 

- Переход из Киева в Донецк прошел болезненно?

- Очень болезненно. Там считали, что они меня буквально выкормили грудью, а я бросила их. Не хотели меня отпускать, не отдавали мне документы. Здесь мне помогали, а там хотели, чтобы я быстрее ушла, забеременела. У них вообще много планов насчет меня было...

 

- Сколько еще лет планируешь посвятить спорту?

- Думаю, что этот цикл закончится, и я уйду. Олимпийские игры, скорее всего, станут для меня последним соревнованием. А тренировать других я точно не смогу. Я уже попробовала и поняла, что это не для меня, потому что я тиран (смеется - ред.). Максимум судейство. А вообще хотелось бы уйти в сферу, не связанную со спортом.

 

- Часто, наверное, тебя спрашивают: приходилось ли применять свое мастерство вне татами?

- Вообще не приходилось. Обычно в таких случаях говорю: напишите что-нибудь интересное. А потом, когда я читаю, удивляюсь: оказывается, я на дискотеке побила кого-то... Было как-то: одна журналистка попросила рассказать что-нибудь веселенькое. Я ей говорю: да напиши, что придет в голову. Ну вот она и написала... А потом знакомые спрашивали: "А ты на дискотеке кого-то побила? Троих, да?". Я думаю: какая дискотека, когда я там была?

 

- Какой свой результат ты считаешь самым лучшим?

- Пятое место на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

 

- А самый тяжелый турнир?

- Всегда тяжело проигрывать. Когда проиграешь, сидишь и думаешь: "Я же была сильнее". А еще кто-то подходит и говорит: "Настя, блин, ну ты же сильнее". Обиднее всего проигрывать было на Олимпиаде, когда я за выход в финал уступила одно маленькое замечание. И все - я борюсь за третье место. Проиграла и стала пятой. Вообще у меня была масса таких глупых проигрышей. За выход в финал на Европе проиграла итальянке. Раньше было такое правило: если ты выйдешь за татами, дают "шидо" (замечание первого уровня - ред.). Она меня просто толкнула, и я проиграла.

 

- Кто сейчас самая сильная дзюдоистка в мире?

- Кумиров нет. Мне нравится, когда красиво борются, когда тактически правильно выводят схватку. Те, кто чаще всего выигрывают, прежде всего, тактически грамотно дерутся. Вообще же я считаю, что самое главное для дзюдо - это спортивная наглость.

 

- Какие твои планы на будущее?

- Планы далекоидущие (смеется - ред.). Не буду ничего говорить, так как я суеверный человек. Как говорится: "Если не догоню, так согреюсь".

 

 

СЕРГЕЙ РОЖИНОВ, тренер Анастасии Матросовой, вице-президент Федерации дзюдо Донецкой области:

О перспективах Матросовой

- У Насти был переломный период. Год травмы, конечно, дал о себе знать, она немножко потеряла уверенность... После операции она долго восстанавливалась, а место в сборной заняла Марина Прищепа. В связи с этим у Насти получилось чуть меньше стартов. Но мы готовились, не покладая рук, и сейчас Настя выступает на одном уровне с Прищепой. И я думаю, что еще вопрос, кто из них поедет на Олимпийские игры 2012 года. До Олимпиады еще есть время, и Настя идет на подъем. Мы верим, что она вернет себе статус первой дзюдоистки в категории до 78 кг. В этом году у нас еще один старт в Эмиратах, через месяц. Цель Насти - попасть на Европу и набирать очки для участия в Олимпиаде.

 

О развитии дзюдо в регионе

- У нас одно время был большой провал: не было медалей на чемпионатах Европы и мира. Сейчас же стабильно завоевываем пару наград. Ксения Дарчук привезла с юношеской Олимпиады две медали. Потенциал есть и, самое главное, есть стабильность. Что касается условий для тренировок - стараемся благодаря спонсорам их улучшать. Вы же понимаете, что не все могут себе позволить купить новое татами. Так что мы в ведущие школы покупаем, а их татами отдаем в другие места. Так и перебиваемся... Также готов проект нашего "кодокана" - дворца для борьбы. Но из-за финансовых затруднений мы не можем сейчас начать строительство. Проект готов, согласование есть, так что мы не опускаем руки.

 

Справка

Анастасия МАТРОСОВА родилась 3 января 1982 г.

Регион: г. Киев - Донецкая область.

Спортивное общество - "Динамо".

Весовая категория - до 78 кг.

Тренер - Сергей Рожинов.

Наивысшие достижения: бронзовый призер чемпионатов Европы 2000, 2002, 2004, 2005 годов. Чемпионка мира среди юниоров (U20) 2000 года. Чемпионка Европы среди молодежи и юниоров (U23 - 2004 год, U21 - 1996, U20 - 1999). Победительница Всемирных Юношеских игр 1998 года (для спортсменов до 18 лет).

 

Газета "Салон Дона и Баса"

Обновлено